Необходимость обустройства минерализованной полосы
Борьба с лесными пожарами требует неимоверных затрат средств и ресурсов. Чтобы снизить риск их возникновения, разрабатываются комплексы профилактических мероприятий. Одни направлены на недопущение возгораний, другие – на борьбу с огнем и его нераспространение на обширные территории. Правильно обустроенная минерализованная полоса играет в этом не последнюю роль. Своевременно организованные и проведённые мероприятия по устройству минерализированных полос около населенных пунктов, которые расположены на границе с лесными массивами и сельхозугодиями, позволяют нам свести опасность распространения пожара на жилые массивы до минимума.
Минерализованная полоса – это очищенные от горючих материалов до минерального слоя почвы или обработанные почвообрабатывающими орудиями (опашка), или иным способом линейные участки территории, основное назначение которых задерживать распространение низового пожара или служить опорной линией при пуске отжига и встречного огня.
По своему назначению минерализованная полоса разделяются на заградительные и опорные. Заградительные минерализованная полоса создают как для остановки и тушения лесных пожаров, так и для ограничения распространения их путем разделения хвойных молодняков, лесных культур на сухих почвах на изолированные участки (блоки). Заградительные полосы прокладывают также вдоль полос отвода земель у железнодорожных и автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и др. пожароопасных объектов, обеспечивая защиту от возможного перехода огня на земли лесного фонда.
Опорные минерализованная полоса создают как рубежи для начала тушения путем отжига горючих материалов перед фронтом лесного пожара. Минерализованную полосу прокладывают с помощью почвообрабатывающих орудий (плуги, плуги канавокапатели и др.), взрывчатых материалов или вручную (лопата, кирка, мотыга, топор и т. п.).
Ширина минерализованной полосы может быть различной, и зависит она от назначения и условий местности. Для обустройства линии контролируемого отжига она может составлять 0,3-0,5 м. Для профилактики пожара рекомендуется обустраивать полосы не менее 1,4 м. Лучше, если такая линия будет еще шире (2,5-4 м), так как от этого зависит защитная эффективность барьера. В условиях распространяющегося огня в лесу решение о ширине обустройства заградительного барьера принимается на месте и зависит от многих факторов. На территории с кустарниковыми насаждениями достаточно будет выдержать разрыв 1,5–2 м, в то время как в древостое потребуется ширина до 4 м. Если высока угроза распространения верхового пожара, то одной минерализации почвы при сильном ветре будет недостаточно.
Противопожарные минерализованные полосы создаются почвообрабатывающими орудиями. В большинстве случаев это происходит механизированным способом с использованием тракторов, бульдозеров, специальной техники для прокладывания полос. Для обустройства чаще всего применяется плуги лесопожарные комбинированные (ПКЛ-70 и ПЛК-2,0). За один проход такая тракторная навеска обеспечивает вскрытие слоя почвы на ширину от 1,4 до 2 метров. В отдельных случаях возможна ручная расчистка грунта, применение взрывчатых веществ, обработка гербицидами для уничтожения растительности в степной зоне.
Минерализованная полоса предполагает полную очистку территории от горючих материалов. Поэтому кроме вспашки может понадобиться вырубка деревьев и кустарников на пути ее прокладки. Кроме обустройства новых линий, 1–2 раза в год необходимо проводить уход за ними, их обновление и восстановление, так как накопление слоя горючих материалов (хвоя, листва, ветки, трава) происходит постоянно. Для контроля качества полосы производится визуальная оценка степени минерализации (открытости слоя почвы). Также проверятся полнота заделки грунтом горючих лесных материалов на необходимую ширину. В комплексе мероприятий оценивается степень охватывания сетью минерализованных полос всей территории лесного массива. Отраслевыми стандартами, кроме ширины защитных линий, определены нормативы по площади участков ограничения такими барьерами и расстояние между соседними полосами.